Статья 7. Общие положения

1. Внутренние водные пути и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения находятся в федеральной собственности и используются в целях судоходства любыми юридическими и физическими лицами. Перечень внутренних водных путей утверждается Правительством Российской Федерации.
2. Категория средств навигационного оборудования и сроки их работы, гарантированные габариты судовых ходов, сроки работы судоходных гидротехнических сооружений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере внутреннего водного транспорта, в порядке, установленном правилами содержания внутренних водных путей и правилами содержания судоходных гидротехнических сооружений, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
3. Бассейны внутренних водных путей определяются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
4. Навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов по внутренним водным путям, за исключением участков пограничных зон Российской Федерации, осуществляется администрациями бассейнов внутренних водных путей. Навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов по внутренним водным путям на участках пограничных зон Российской Федерации регулируется международными договорами Российской Федерации.

Комментарий к статье 7 КВВТ РФ

1. Эксплуатируемая сеть водных путей Российской Федерации составляет в настоящее время 101,8 тыс. км <53>, из них путей с гарантируемыми габаритами - 48,112 тыс. км <54>. Внутренние водные пути обеспечивают транспортное обслуживание 26 автономных республик, краев, национальных округов и 42 областей Российской Федерации, а также внешнеторговые перевозки.

--------------------------------
<53> //tranziter.ru
<54> А. Давыденко: итоги работы морского и внутреннего водного транспорта в 2008 году и задачи на 2009 год // //portnews.ru/comments/354.

Современное состояние инфраструктуры внутренних водных путей, находящихся в федеральной собственности, не позволяет эффективно использовать транспортный флот, снижает скорость движения судов и их грузоподъемность. Основной причиной этого является многолетнее финансирование объектов инфраструктуры внутренних водных путей из средств федерального бюджета в объеме не более 60% от потребности.

Распоряжением Правительства РФ от 19 декабря 2002 г. N 1800-р утвержден Перечень внутренних водных путей РФ (в редакции Постановления от 27 февраля 2010 г. N 231-р) <55>, который устанавливает наименование водного пути, границу по течению - верхнюю и нижнюю, а также протяженность пути.

--------------------------------
<55> СЗ РФ. 2002. N 51. Ст. 5130.

Так, Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 октября 2010 г. N ВАС-5716/10 отказано в передаче дела N А33-14959/2009 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 2 июля 2010 г. по делу N А33-14959/2009, которым ранее была подтверждена законность отказа в удовлетворении требований организации ООО "Электра" о признании распоряжения капитана морского порта о режиме плавания судов на реке в акватории морского порта от 17 июля 2009 г. N 11 "О режиме плавания судов на реке Дудинка в акватории морского порта Дудинка" недействующим. При этом суды руководствовались тем, что в Перечень внутренних водных путей РФ, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2002 г. N 1800-р, рассматриваемая река не включена. В судебных актах отмечено, что, поскольку река не открыта в установленном порядке для судоходства, отсутствуют основания полагать, что оспариваемым ненормативным правовым актом нарушены права и законные интересы заявителя.

2. Навигационное оборудование на внутренних водных путях (ВВП) содержится в целях создания безопасных условий плавания судов. Его содержание заключается в проведении работ по выставлению и обслуживанию навигационных знаков и огней, проведении промерных, тральных и дноочистительных работ, а также информации судоводителей о состоянии и изменении путевых условий.

Распоряжением Росморречфлота от 6 декабря 2006 г. N АД-185-р установлены категории средств навигационного оборудования, сроки их работы, гарантированные габариты судовых ходов, а также сроки работы судоходных гидротехнических сооружений в навигацию 2007 г. по государственным бассейновым управлениям водных путей и судоходства и ФГУП "Канал имени Москвы".

Устанавливаются следующие категории средств навигационного оборудования:

- освещаемая;

- отражательная;

- неосвещаемая.

Сроки работы средств навигационного оборудования и судоходных гидротехнических сооружений являются ориентировочными, рассчитанными по данным многолетних гидрометеорологических наблюдений с учетом проведения капитальных и восстановительных работ.

Конкретные даты открытия и закрытия работы средств навигационного оборудования и судоходных гидротехнических сооружений зависят ото льда и начала льдообразования.

В случаях, когда сроки работы средств навигационного оборудования не указаны, они объявляются государственными бассейновыми управлениями водных путей и судоходства, ФГУП "Канал имени Москвы".

Показатели гарантированных габаритов судовых ходов (наименьшая глубина, ширина и радиус закругления) принимаются на основании отметок проектных уровней воды.

В случаях снижения отметок уровней воды ниже проектных и при неустановленных проектных уровнях воды фактические параметры судовых ходов объявляются государственными бассейновыми управлениями водных путей и судоходства, ФГУП "Канал имени Москвы".

Например, Постановлением администрации Архангельской области от 20 апреля 2007 г. N 83-па утвержден Порядок предоставления средств областного бюджета на содержание навигационной обстановки в дельте реки Северной Двины и на боковых реках. Необходимость принятия данного акта вызвана ненадлежащим исполнением распоряжения N АД-185-р в части финансирования программы, что влечет за собой срыв завоза топлива и товаров жизнеобеспечения населения в труднодоступные районы области и пассажирских перевозок.

Финансирование работ по содержанию навигационной обстановки осуществляется в соответствии с контрактом, заключаемым между государственным заказчиком - департаментом транспорта и связи Архангельской области и Архангельским районом водных путей - филиалом Северо-Двинского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства, выполняющим путевые работы.

Финансирование работ по содержанию навигационной обстановки осуществляется департаментом финансов Архангельской области согласно расходному уведомлению на лицевой счет департамента транспорта и связи Архангельской области, который ежеквартально, до 20 числа месяца, следующего за отчетным, представляет отчет об использовании средств областного бюджета на содержание навигационной обстановки.

Контроль за целевым использованием бюджетных средств, предусмотренных на содержание навигационной обстановки, осуществляется департаментом транспорта и связи Архангельской области и департаментом финансов Архангельской области.

3. Навигационно-гидрографическое обеспечение - это комплекс мероприятий, осуществляемых с целью создать благоприятные в навигационном отношении условия для точного и безопасного плавания судов (см. комментарий к п. 4 ст. 1 Кодекса).

В соответствии с п. 5.3.3 Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта данный специально уполномоченный орган организует проведение работ по навигационно-гидрографическому обеспечению условий плавания судов в акваториях морских и речных портов, на трассах Северного морского пути и по внутренним водным путям, за исключением участков пограничных зон Российской Федерации <56>.

--------------------------------
<56> Постановление Правительства РФ от 23 июля 2004 г. N 371 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта" (в ред. Постановления от 28 июля 2011 г. N 631) // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3261.

4. Основываясь на положении данной нормы, следует сделать вывод о том, что в основном (за исключением участков пограничной зоны РФ) вопросы НГО решаются не на федеральном уровне, а на уровне субъектов, что имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Эффективность бассейновых принципов управления должна проявляться в следующем:

- обеспечение более рационального использования бюджетных средств;

- в силу явной недостаточности централизованного бюджетного финансирования главным стимулом, пожалуй, является изыскание в рамках реализации принципов бассейнового управления эффективных внебюджетных источников финансирования <57>.

--------------------------------
<57> //www.dpr.ru

Для участков пограничной зоны РФ используются нормы международного уровня. Так, международные требования к НГО для путей движения судов установлены, в частности, для восточной части Финского залива. Странами - участниками Хельсинского соглашения (HELCOM) в ходе 4-го заседания экспертной рабочей группы HELCOM по транзитным маршрутам при участии представителей Дании, Финляндии, Швеции, Германии, Польши и России, а также представителя Европейского морского агентства по безопасности среди прочих обсуждался вопрос координирования гидрографических съемок и планирования глубоководных маршрутов в Балтийском море. В рамках обсуждения координации гидрографических съемок заявлено о необходимости представить Финляндии информацию об изученности путей и планирующихся съемках с тем, чтобы получить полную картину современного состояния путей и обеспеченности навигационной безопасности. Планируемые съемки и изученность путей должны соответствовать рекомендациям Международного стандарта S-44 <58>.

--------------------------------
<58> //www.stroy-press.ru

Комментарии и консультации юристов по ст 7 КВВТ РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 7 КВВТ РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.