Статья 4. Государственное регулирование в области внутреннего водного транспорта

1. Государственное регулирование в области внутреннего водного транспорта осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (далее - федеральный орган исполнительной власти в области транспорта), непосредственно или через находящиеся в его ведении государственные организации, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах предоставленных им полномочий.
2. Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации утверждает в установленном порядке в пределах своей компетенции правила и другие нормативные правовые акты, регулирующие связанные с судоходством, перевозкой и переработкой грузов, содержанием и использованием внутренних водных путей отношения и обязательные для исполнения организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и физическими лицами.
3. Пункт утратил силу с 30 августа 2012 года - Федеральный закон от 28 июля 2012 года N 131-ФЗ.
4. В целях обеспечения безопасности судоходства, охраны человеческой жизни на внутренних водных путях, безопасности портовых и судоходных гидротехнических сооружений и внутренних водных путей, а также в целях обеспечения на внутреннем водном транспорте надлежащего качества оказания услуг и выполнения работ осуществляется государственный надзор в области внутреннего водного транспорта.

5. Пункт утратил силу с 1 августа 2011 года - Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ.

6. Нормативные правовые акты Российской Федерации, изданные по вопросам деятельности на внутреннем водном транспорте, не должны противоречить положениям настоящего Кодекса.

7. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области внутреннего водного транспорта, предусмотренные настоящим Кодексом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".(Пункт дополнительно включен с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 233-ФЗ)

Комментарий к статье 4 КВВТ РФ

1. Под государственным регулированием в области внутреннего водного транспорта понимается установление государством общих правил осуществления деятельности в указанной области, а также определение ответственности за их соблюдение.

Федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутреннего водного транспорта, является Министерство транспорта Российской Федерации <34>.

--------------------------------
<34> Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 395 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта РФ" (ред. от 28 июля 2011 г.) // СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3342.

Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере внутреннего водного транспорта, эксплуатации и обеспечения безопасности судоходных гидротехнических сооружений, а также обеспечения транспортной безопасности.

Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федерального агентства морского и речного транспорта и иных структур.

Министерство транспорта Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также положением, регулирующим его деятельность. Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

1) вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;

2) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:

- правила перевозок пассажиров, багажа, груза, грузобагажа на основании и во исполнение транспортных уставов и кодексов;

- порядок присвоения собственником названия судну внутреннего водного транспорта;

- форму и порядок ведения судовой роли, судового и машинного журнала, единой книги осмотра на судах внутреннего водного транспорта, а также правила ведения судовой роли, судового, машинного, санитарного журнала, журнала операций со сточными водами, журнала операций с мусором, журнала нефтяных операций для судов, не являющихся нефтяными танкерами, журнала нефтяных операций для нефтяных танкеров на морских судах, за исключением судов рыбопромыслового флота;

- правила (порядок) осуществления государственной регистрации в соответствующем государственном реестре морских судов и судов внутреннего водного транспорта, в том числе спортивных парусных судов, и в установленных случаях - прав на них;

- положение о минимальном составе экипажа самоходных транспортных судов;

- условия, на которых иностранные граждане и лица без гражданства могут входить в состав экипажа судна (за исключением судов рыбопромыслового флота);

- устав службы на морских судах и судах внутреннего водного транспорта (за исключением судов рыбопромыслового флота);

- порядок диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях;

- правила проектирования, постройки, ремонта и эксплуатации судов внутреннего водного транспорта, за которыми должен осуществляться технический надзор, а также правила изготовления материалов и изделий для установки на судах;

- порядок осуществления контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта, выполнением правил и норм, регламентирующих перевозки пожароопасных грузов, а также порядок осуществления проверки противопожарного состояния выходящих в море судов смешанного (река - море) плавания;

- положения о капитанах морских и речных портов;

- перечень речных портов, в которых капитаны портов осуществляют надзор за обеспечением безопасности судоходства и порядка в портах;

- порядок осуществления контроля за судами и регулирования деятельности в речном порту;

- положение о лоцманской службе и лоцманской проводке судов по внутренним водным путям;

- перечень участков внутренних водных путей, типов и размеров судов, подлежащих обязательной лоцманской проводке;

- положение о государственной администрации порта внутреннего водного транспорта;

- порядок учета реализуемых грузов и расчетов за них на внутреннем водном транспорте;

- правила перевозок опасных грузов на внутреннем водном транспорте;

- правила буксировки судов, плотов и иных плавучих объектов на внутреннем водном транспорте;

- правила пользования судами внутреннего водного транспорта, а также расположенными на берегу и предназначенными для обслуживания перевозок пассажиров объектами;

- правила классификации и освидетельствования спортивных парусных судов;

- положение о дипломировании членов экипажей судов внутреннего водного транспорта;

- положение о классификации судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания;

- нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности;

3) проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Министерства, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;

4) обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;

5) осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций;

6) осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Министерство транспорта Российской Федерации с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

- запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства;

- учреждать в установленном порядке знаки отличия и ведомственные награды и награждать ими граждан за высокие достижения в установленной сфере деятельности;

- привлекать в установленном порядке для проработки вопросов в установленной сфере деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;

- создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности;

- учреждать в установленном порядке печатные средства массовой информации для публикации нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, подведомственных федеральных служб и федеральных агентств.

Министерство транспорта Российской Федерации в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Указанные ограничения не распространяются на полномочия министра по управлению имуществом, закрепленным за Министерством на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Министерства.

Приказом Министерства транспорта РФ от 19 января 2006 г. N 9 была утверждена структура центрального аппарата Министерства, в соответствии с которой Департамент государственной политики в области железнодорожного, морского и речного транспорта был разделен на два органа - Департамент государственной политики в области морского и речного транспорта и Департамент государственной политики в области железнодорожного транспорта <35>.

--------------------------------
<35> Транспорт России. 2006. N 5.

Приказом Министерства транспорта РФ от 28 февраля 2006 г. N 26 утверждено Положение о Департаменте государственной политики в области морского и речного транспорта Министерства транспорта РФ.

2. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере внутреннего водного транспорта <36>.

--------------------------------
<36> Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 398 (ред. от 20 июня 2011 г.) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта" // СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3345.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта реализует следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

1) осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации:

- о внутреннем водном транспорте Российской Федерации;

- об организации, обеспечении и выполнении организациями внутреннего водного транспорта перевозок высших должностных лиц Российской Федерации и иностранных государств;

- об обеспечении пожарной безопасности при эксплуатации судов внутреннего водного и смешанного (река - море) плавания, иных плавучих объектов;

2) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы;

3) осуществляет в установленном порядке организацию регистрации судов внутреннего водного и смешанного (река - море) плавания, включая спортивные и прогулочные, а также в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, ведение соответствующих реестров;

4) обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

5) организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

6) осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

- проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность;

- организовывать проведение необходимых расследований (за исключением авиационных и дорожно-транспортных происшествий), испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности, участвовать в установленном порядке в проведении расследований авиационных происшествий;

- запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

- давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

- осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы;

- привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;

- применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;

- создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

- иные права.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Указанные ограничения не распространяются на полномочия руководителя Службы по управлению имуществом Службы, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы.

3. Полномочия компетентного органа в области морского и внутреннего водного транспорта осуществляет также Федеральное агентство морского и речного транспорта <37>. В частности, указанное агентство:

--------------------------------
<37> Постановление Правительства РФ от 23 июля 2004 г. N 371 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта" (ред. от 28 июля 2011 г.) // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3261.

- организует проведение работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на внутренних водных путях с судов и объектов морского и речного транспорта;

- организует диспетчерское регулирование движения судов по внутренним водным путям РФ, проведение работ по содержанию внутренних водных путей, судоходных гидротехнических сооружений на них и подходов к причалам общего пользования, а также по организации технологической связи организаций внутреннего водного транспорта;

- осуществляет установление категорий средств навигационного оборудования и сроков их работы, гарантированных габаритов судовых ходов, а также сроков работы судоходных гидротехнических сооружений;

- осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности.

Федеральное агентство морского и речного транспорта не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Данные ограничения не распространяются на полномочия руководителя Агентства по решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Агентства, контролю деятельности в возглавляемом им Агентстве.

4. Приказом Министерства транспорта РФ от 16 января 2006 г. N 7 утвержден Перечень бассейновых органов государственного управления на внутреннем водном транспорте, в которых создаются квалификационные комиссии <38>. Координацию деятельности данных органов призвано осуществлять Федеральное агентство морского и речного транспорта. В перечень бассейновых органов государственного управления, в частности, включены:

--------------------------------
<38> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. N 10.

- Волго-Донское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства;

- Волго-Балтийское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства;

- Беломоро-Онежское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства;

- Волжское государственное управление водных путей и судоходства;

- Камское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства;

- Азово-Донское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства;

- Кубанское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства;

- Северо-Двинское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства;

- Обское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства;

- Енисейское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства;

- Печорское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства;

- Обь-Иртышское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства;

- Байкало-Ангарское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства;

- Ленское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства;

- Амурское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства;

- Федеральное государственное учреждение "Речная администрация Московского бассейна".

Государственная политика в области улучшения условий судоходства на внутренних водных путях, поддержания и реконструкции судоходных гидротехнических сооружений строится на основе того, что внутренние водные пути и расположенные на них гидротехнические сооружения находятся и будут находиться в федеральной собственности.

В целях повышения эффективности использования бюджетных средств для решения наиболее актуальных проблем улучшения условий судоходства будет повышен контроль за эффективностью использования бюджетных средств государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями. Одновременно предполагается осуществить структурную перестройку бассейновых органов государственного управления на внутреннем водном транспорте (далее - бассейновые управления) в целях разделения функций государственного управления и хозяйственной деятельности.

Принимая во внимание то, что водные объекты, по которым проходят внутренние водные пути с расположенными на них гидротехническими сооружениями, являются объектами комплексного использования, а также учитывая ограниченность средств, выделяемых из федерального бюджета, предусматривается расширение межведомственного взаимодействия и финансового участия других пользователей в их восстановлении и реконструкции, в том числе создание механизма долевого участия в финансировании обеспечения судоходства на осваиваемых участках рек в районах Сибири и Дальнего Востока коммерческих организаций, заинтересованных в развитии судоходства для разработки новых месторождений полезных ископаемых и освоения других природных ресурсов. Кроме того, для финансирования проектов развития водных путей и модернизации гидротехнических сооружений планируется привлекать коммерческие кредиты и кредиты международных финансовых институтов.

5. Основы нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти закреплены в Указе Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (ред. от 12 мая 2008 г.) <39>. Так, под функциями по принятию нормативно-правовых актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.

--------------------------------
<39> СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945.

Правом нормотворческой деятельности обладают министерства, которые самостоятельно осуществляют правовое регулирование в установленной сфере деятельности <40>.

--------------------------------
<40> См.: Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта РФ".

Федеральные службы и агентства правом нормотворческой деятельности не обладают, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента и постановлениями Правительства РФ <41>.

--------------------------------
<41> См.: Указ Президента от 9 марта 2004 г. "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта", Постановление Правительства РФ от 23 июля 2004 г. "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта".

Отдельные положения, связанные с нормотворческой деятельностью органов в рассматриваемой сфере, проанализированы в комментариях к ст. 2, п. 1 ст. 4 Кодекса.

6. В Юридическом институте Московской государственной академии водного транспорта существует информационно-правовой центр, основным направлением деятельности которого является публикация правил и других нормативно-правовых актов в области внутреннего водного транспорта, связанных с судоходством, перевозкой и переработкой грузов, перевозкой пассажиров, содержанием и использованием внутреннего водного транспорта. Так, с 2003 г. регулярно выпускается Сборник правил и тарифов внутреннего водного транспорта. Сборник правил и тарифов ВВТ является необходимым для организаций внутреннего водного транспорта. На сегодняшний момент центр сотрудничает более чем с пятьюдесятью организациями внутреннего водного транспорта.

Нормативно-правовые акты Министерства транспорта РФ публикуются в официальном источнике - Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Кроме того, официальным печатным органом Министерства транспорта РФ является газета "Транспорт России", издаваемая с февраля 1998 г. и распространяемая в 83 регионах России и СНГ.

Научно-популярным изданием Министерства транспорта РФ является международный журнал речников "Речной транспорт (XXI век)", основанный в апреле 1886 г.

7. С 1 августа 2011 г. в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" п. 4 комментируемой статьи закрепляет цели осуществления государственного надзора в области внутреннего водного транспорта.

В действующем законодательстве отсутствует отдельное нормативное закрепление такого понятия, как "надзор". Надзор по своей сути является разновидностью контроля, в котором преобладают наблюдательные функции <42>.

--------------------------------
<42> Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2006.

Общее определение контроля, в том числе надзора, установлено Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", регулирующего отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора).

Согласно ст. 2 названного Закона государственный контроль (надзор) - это деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (обязательные требования).

Комментируемой статьей определены следующие четыре цели, на достижение которых направлено осуществление государственного надзора в области внутреннего водного транспорта:

1) обеспечение безопасности судоходства;

2) обеспечение охраны человеческой жизни на внутренних водных путях;

3) обеспечение безопасности портовых и судоходных гидротехнических сооружений и внутренних водных путей;

4) обеспечение на внутреннем водном транспорте надлежащего качества оказания услуг и выполнения работ.

Безопасность - это отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью причинения вреда и (или) нанесения ущерба. При этом риск - это сочетание вероятности причинения вреда и последствий этого вреда для жизни или здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений <43>.

--------------------------------
<43> Статья 1 Соглашения Правительств государств - членов Евразийского экономического сообщества от 25 января 2008 г. "О проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер".

Безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов (ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений"). Обеспечение безопасности гидротехнического сооружения означает разработку и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.

С 23 февраля 2012 г. вступает в действие Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2010 г. N 623 (далее - Технический регламент).

Данный Технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения минимально необходимые требования к безопасности объектов технического регулирования, направленные на достижение предусмотренных настоящим техническим регламентом целей, требования к маркировке и правила ее нанесения, а также правила идентификации объектов регулирования.

Технический регламент применяется в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества от опасности, источником которой может стать деятельность внутреннего водного транспорта и связанная с ним инфраструктура, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей объектов регулирования, а также обеспечения энергетической эффективности.

Выполнение требований технического регламента должно обеспечить:

- биологическую безопасность объектов регулирования;

- взрывобезопасность объектов регулирования;

- гидрометеорологическую безопасность объектов регулирования;

- единство измерений;

- механическую безопасность объектов регулирования;

- пожарную безопасность объектов регулирования;

- термическую безопасность объектов регулирования;

- химическую безопасность объектов регулирования;

- электрическую безопасность объектов регулирования;

- электромагнитную совместимость в части обеспечения работы приборов и оборудования, относящихся к объектам регулирования;

- экологическую безопасность объектов регулирования;

- энергетическую и экологическую эффективность объектов регулирования;

- другие виды безопасности объектов регулирования.

К объектам регулирования технического регламента относятся:

1) объекты внутреннего водного транспорта, включающие:

- используемые для целей судоходства самоходные суда с главными двигателями мощностью 55 киловатт и более, несамоходные суда валовой вместимостью 80 регистровых тонн и более, все пассажирские и наливные суда, а также все суда, предназначенные для перевозки опасных грузов;

- паромные переправы и наплавные мосты на внутренних водных путях;

- материалы и изделия для судов;

2) процессы проектирования, производства, строительства, монтажа, эксплуатации и утилизации, связанные с объектами внутреннего водного транспорта;

3) объекты инфраструктуры внутреннего водного транспорта, включающие:

- судовые ходы, обозначенные навигационными знаками судоходной обстановки или иным способом;

- средства навигационного оборудования;

- перегрузочные комплексы, пассажирские терминалы, оградительные, берегоукрепительные гидротехнические сооружения портов;

- причалы и портовые причальные сооружения;

4) процессы проектирования (включая изыскания), строительства, эксплуатации, вывода из эксплуатации и ликвидации, связанные с объектами инфраструктуры внутреннего водного транспорта.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технического регламента в установленных сферах ведения в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется различными органами контроля:

1) Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - в отношении следующих объектов регулирования:

- перегрузочные комплексы, пассажирские терминалы, оградительные, берегоукрепительные гидротехнические сооружения портов;

- причалы и портовые причальные сооружения.

2) Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, ее территориальными органами, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации, - в отношении следующих объектов регулирования:

- используемые для целей судоходства самоходные суда с главными двигателями мощностью 55 киловатт и более, несамоходные суда валовой вместимостью 80 регистровых тонн и более, все пассажирские и наливные суда, а также все суда, предназначенные для перевозки опасных грузов;

- паромные переправы и наплавные мосты на внутренних водных путях;

- процессы проектирования, производства, строительства, монтажа, эксплуатации и утилизации, связанные с объектами внутреннего водного транспорта;

- судовые ходы, обозначенные навигационными знаками судоходной обстановки или иным способом;

- средства навигационного оборудования.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технического регламента применительно к объектам регулирования - судовые ходы, обозначенные навигационными знаками судоходной обстановки или иным способом, а также средства навигационного оборудования - на стадии эксплуатации осуществляется в форме обследований и проверок Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (ее территориальными подразделениями);

3) Федеральной службой по надзору в сфере природопользования - в отношении:

- используемых для целей судоходства самоходных судов с главными двигателями мощностью 55 киловатт и более, несамоходных судов валовой вместимостью 80 регистровых тонн и более, всех пассажирских и наливных судов, а также всех судов, предназначенных для перевозки опасных грузов;

- паромных переправ и наплавных мостов на внутренних водных путях;

- процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, эксплуатации и утилизации, связанных с объектами внутреннего водного транспорта;

- процессов проектирования (включая изыскания), строительства, эксплуатации, вывода из эксплуатации и ликвидации, связанных с объектами инфраструктуры внутреннего водного транспорта;

- перегрузочных комплексов, пассажирских терминалов, оградительных, берегоукрепительных гидротехнических сооружений портов;

- причалов и портовых причальных сооружений;

4) Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в отношении объектов регулирования - перегрузочные комплексы, пассажирские терминалы, оградительные, берегоукрепительные гидротехнические сооружения портов;

5) Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в отношении объектов регулирования:

- используемые для целей судоходства самоходные суда с главными двигателями мощностью 55 киловатт и более, несамоходные суда валовой вместимостью 80 регистровых тонн и более, все пассажирские и наливные суда, а также все суда, предназначенные для перевозки опасных грузов;

- перегрузочные комплексы, пассажирские терминалы, оградительные, берегоукрепительные гидротехнические сооружения портов.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта осуществляется должностными лицами органов государственного контроля (надзора) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ устанавливаются общие положения, касающиеся порядка организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), их должностных лиц при проведении проверок, а также права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора).

В то же время ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ установлено, что особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора). Среди таких особенных видов контроля (надзора) выделены:

- федеральный государственный транспортный надзор, в том числе внутреннего водного транспорта;

- федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности;

- федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений.

Об особенностях осуществления данного вида контроля см. комментарий к ст. 4.1 комментируемого Закона.

8. Отношения в области внутреннего водного транспорта представляют собой самостоятельную сферу правового регулирования, а правовой формой данных отношений является речное законодательство как отдельная отрасль в системе законодательства РФ. Ключевое значение в речном законодательстве приобретает Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, который в определенном смысле обладает приоритетом перед другими федеральными законами, регулирующими комментируемые отношения.

С конституционной точки зрения кодексы имеют одинаковую юридическую силу с другими федеральными законами. Однако это не исключает приоритет кодексов в регулировании отношений, составляющих их предмет <44>.

--------------------------------
<44> Постановление Конституционного Суда РФ от 29 июня 2004 г. N 13-П // СЗ РФ. 2004. N 27. Ст. 2804.

Совершенно очевидна особая роль, которую выполняет в правовой системе РФ кодифицированный нормативный правовой акт, осуществляющий комплексное нормативное регулирование тех или иных отношений.

Вместе с тем приоритет комментируемого Кодекса перед другими обычными федеральными законами не является безусловным, а ограничен рамками специального предмета регулирования, который определен в ст. 1 Кодекса.

Комментарии и консультации юристов по ст 4 КВВТ РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 4 КВВТ РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.